Аннотация:В отечественной историографии уделяется значительное внимание экономической и политической модернизации жизни Филиппинского архипелага, начиная с времен испанской, затем американской колонизации и заканчивая эпохой независимости. Однако образовательная политика, на которой, с одной стороны, зиждились успехи политической и социально-экономической модернизации Филиппин на протяжение всей истории страны, а с другой, которая к началу XXI века стала серьезным препятствием на пути экономической независимости и становления национального самосознания, незаслуженно обходится отечественными исследователями стороной. Автором данной статьи в других работах уже предприняты попытки выявить особенности образовательной политики испанцев и американцев на Филиппинах, а также руководства независимых Филиппин в первые десятилетия после окончания Второй мировой войны. Но не менее интересной представляется эпоха авторитарного режима Президента Филиппин Фердинанда Маркоса (1972-1982 гг.). Анализируя широкий круг зарубежной литературы и опираясь на президентские указы и свидетельства современников в качестве источников, автор приходит к выводу о неоднозначности образовательной политики маркосовской эпохи, которая, по сути, явилась палкой о двух концах: с одной стороны, стала эффективным инструментом борьбы с главной социально-экономической проблемой страны в 1970-х г. - проблемой безработицы. С другой стороны, в начале 1980-х привела к ее усугублению и положила начало массовой трудовой миграции.