Аннотация:Политическая мысль Гоголя носила консервативный характер. Все вопросы жизни – бытовые, общественные, государственные, литературные – имели для него религиозно-нравственный смысл. Признавая и принимая существующий порядок вещей, он стремился к изменению общества через преобразование человека. Исторические и политические взгляды Гоголя близки воззрениям Н. М. Карамзина и славянофилов. Вместе с тем он остался непревзойденным в религиозном восприятии Запада. По словам В. В. Зеньковского, ни в ком не было такого глубокого непосредственного ощущения религиозной неправды современности. В трактовке России как теократического государства Гоголь расходился с Н. М. Карамзиным и А. С. Пушкиным, но был солидарен с ними в своих симпатиях к дворянству как образованному классу. Гоголь вплотную подошел к основным темам русской религиозной философии. Он стал первым представителем глубокого и трагического религиозно-нравственного стремления, которым проникнута русская литература. Выдвинутый им идеал воцерковления русской жизни до сей поры глубоко значим для России. Такие творцы, как Гоголь, по своему значению в истории слова подобны святым отцам в Православии.