Аннотация:В статье анализируются социальные и культурные основания в современном обществе, которые стимулируют встраивание образцов девиантного поведения в процесс регуляции социальных взаимодействий в молодежной среде. Представлен теоретико-методологический анализ основных положений структурно-функциональной школы (Дюркгейм, Мертон), рассмотрены проблемы функциональной интеграции элементов культуры (Сорокин), противоречия между культурой и социальными отношениями (Лапин), взаимодействия культурных и социальных оснований в процессе социального развития (Ахиезер), соотношения социальных и культурных инструментов регуляции поведения индивида (Александер), согласованности социального и культурного в обществе (Кравченко), определены основные теоретические противоречия обоснования социального механизма трансформаций социальных институтов (Заславская), описана роль макроинститутов в обществе (Диманс и Левичева); выявлено влияние на социум социальной неопределенности (Чупров) и социальных деформаций (Кудрявцев). В итоге сделаны выводы о влиянии социокультурных условий на формирование образцов девиантного поведения в условиях неопределенности, разорванности социальных взаимодействий в молодежной среде. Рассогласование культурных и социальных оснований, как одна из ключевых причин данного явления, изучается с позиций классических и современных социологических концепций. Отмечается, что данное рассогласование приводит к росту неправовых практик в молодежной среде, поскольку данные процессы сопровождаются: дисфункцией макроинститутов, деформацией механизма нормативной регуляции, переосмыслением нормативных образцов в социальной реальности молодежи, наделением их новым, отклоняющимся значением. Следствием данных процессов становится складывание гибридных форм регуляции социальных взаимодействий в молодежной среде, когда нормативные образцы соседствуют с образцами девиантного поведения в социальной реальности молодежи. Данные гибридные образцы начинают воздействовать на поведение молодого человека в форме санкций и морального принуждения. В результате, неформальные практики молодежи, которые долгое время находились на периферии ее культурного пространства, начинают встраиваться в деятельность социальных институтов.