Аннотация:Эзопов тест оценивает способность животных добывать приманку, плавающую вне пределов досягаемости на поверхности воды в узком цилиндре, путём помещения в цилиндр тонущих объектов. Результаты этого теста позволяют выяснить, есть ли у субъекта представление о физических свойствах объектов, являющихся компонентами этой задачи. Известно, что с такой задачей справляются только животные с высокоорганизованным мозгом: антропоиды и врановые птицы. Однако мета-анализ полученных на врановых птицах данных показал, что в большинстве случаев они не спонтанно справлялись с этой задачей, а скорее быстро обучались её решению. Для выяснения механизма решения этого теста серыми воронами (Corvus cornix) мы его модифицировали: использовали не один или два цилиндра, как в предыдущих работах, а пять (в каждом была приманка). Из них один был пустым, два – с водой и ещё два – с песком. Рядом с цилиндрами помещали два типа объектов – тонущие и плавающие. Оптимальным способом получения приманки было помещение тонущих объектов в цилиндр, заполненный водой на две трети. После того как воронам дали возможность познакомиться со свойствами компонентов задачи, провели первый тест, результаты которого оказались отрицательными: вороны не бросали объекты в цилиндры. Для того чтобы выяснить, какое обучение необходимо и достаточно для решения этой задачи, птиц разделили на 2 группы. Четырёх ворон обучили бросать тонущие объекты и добывать приманку из цилиндра, заполненного водой на две трети, а четырёх других – из цилиндра, заполненного водой на одну треть (для обеспечения доступа к корму в его стенке было проделано отверстие). После завершения обучения птицам многократно давали возможность достать приманку из цилиндров, выбор которых в тесте будет неправильным (из пустого; из обоих цилиндров с песком; из цилиндра, заполненного водой на одну треть). В результате этой процедуры получение корма было ассоциировано со всеми типами цилиндров. Последующий анализ покажет, чему именно обучились птицы: уловили ли общее свойство тонущих объектов поднимать уровень воды или же сформировали конкретный инструментальный навык. Работа поддержана грантом РФФИ No 20-015-00287.