Аннотация:Статья посвящена анализу массовых открытых онлайн-курсов (МООК) как одной из современных форм цифрового образования, а также оценке возможностей рассмотрения МООК в качестве инструмента глобального управления. Увеличение популярности МООК (десятки миллионов слушателей по всему миру, привлечение лучших университетов и компаний-лидеров в своих отраслях), а также широкие возможности формирования у слушателей определенного отношения к социально-экономическим проблемам и влияния на актуальность тех или иных вопросов в повестке дня позволяют сделать вывод о допустимости рассмотрения МООК в качестве инструмента глобального управления. Несмотря на очевидную необходимость расширения участия российских вузов в системе мирового массового открытого образования в рамках популярных платформ, делается вывод о высоком приоритете развития собственной эффективно функционирующей платформы онлайн-образования, направленной на решение национальных задач обеспечения равного доступа к системе образования (в особенности, в условиях глобальных угроз), а также внешнеполитических задач укрепления позитивного имиджа российской науки и образования на мировой арене.