Чудотворная икона Богоматери «Всех скорбящих радость» как главная реликвия орловского Богоявленского храма: история почитания и особенности иконографиистатья
Аннотация:целью данного исследования является рассмотреть особенности иконографии и историю почитания образа «Всех скорбящих Радость» Богоявленского собора города Орла. На примере исследования данного объекта рассматриваются трудности, возникающие при изучении христианских реликвий, и перечисляются необходимые меры для сохранения истории культуры. Материалом для работы служат визуальные исследования иконы и ее местныx списков, а также краеведческие дореволюционные письменные источники по истории бытования иконы, западноевропейские исторические источники. Иконография «Всех скорбящих радость», основанная на западноевропейских источниках, активно используемых иконописцами уже в царствование Алексея Михайловича, появилась в России после реформ патриарха Никона и последовавшего за ними церковного раскола. В статье впервые рассматриваются особенности иконографии и историю почитания образа «Всех скорбящих Радость» Богоявленского собора города Орла. В работе используется иконологический метод, разработанный Эрвином Панофским, позволяющий описывать в единстве образ и его символическое содержание, и исторический метод – для изучения явления в динамике. Автор акцентирует внимание на распространенности списков иконы «Всех скорбящих Радость», относящихся к иконографическому типу «Мадонна Пилар». В его основе лежит западноевропейская иконография, изображающая Богоматерь в рост на возвышении, окутанном облаком (на русских образах это вершина горы), с Младенцем на левой руке. Этот тип икон отличается от почитаемой в данное время в Богоявленском соборе иконы старообрядческого письма, по иконографии близкой к московской иконе чудотворной иконе «Всех скорбящих Радость» из Преображенского храма на Ордынке.