Аннотация:В статье авторы рассматривают удмуртскую традиционную музыкальную культуру как историко-культурный феномен, формирование которого происходило в сложных условиях взаимодействия с родственными народами, индоевропейцами, тюрками. Исторически сложившееся деление на южных и северных удмуртов определило дифференциацию стилевых черт в их традиционной культуре. Подробно анализируя музыкально-стилистические особенности каждой из них, авторы под поздними слоями выявляют архаичные черты. В северноудмуртской песенной традиции при обилии поздних заимствованных русских песен сохранился тип импровизационного музыкального мышления, воплотившийся как в сольных, так и коллективных импровизациях. Южноудмуртская традиция, входящая наряду с другими народами Волго-Камья в единую пентатоновую зону, сохранила значительный пласт архаичных олиготонных обрядовых напевов и манеру экмелического интонирования.