Аннотация:Статья посвящена выявлению основных тематико-композиционных моделей построения образа Кабула в персоязычной поэзии X–XVIII вв. Проблема изображения этого города в поэзии на фарси до настоящего времени не становилась фокусом внимания исследователей. Между тем, изучая трансформации образа Кабула и других городов на протяжении классического и постклассического периодов, можно выделить универсальные принципы формирования образа города в персоязычной поэзии, что позволит судить о том, как феномен города воспринимался традиционалистским художественным сознанием. Рассматривая процесс создания образа Кабула в течение указанного периода, автор статьи подчеркивает, что в персоязычной поэзии Кабул преимущественно изображается неприступной цитаделью, хотя в реальности он был не только городом-крепостью, но и славился своими базарами по всему Востоку. На основании анализа произведений персоязычных поэтов X–XVIII вв. автор статьи приходит к выводу о том, что в основе изображения Кабула лежит архетипическая оппозиция «пир – битва» (разм о базм), в которую встраиваются топосы «Кабул – рай на земле» и «Кабул – поле брани». Образ Кабула балансирует между двумя полюсами – рая (райского сада) и поля битвы, обнаруживая в постклассическом периоде явное тяготение к первому, при этом второй постоянно дает о себе знать появлением «военной» образности. Автор статьи выдвигает предположение, что если поэт восхваляет город, который часто становился ареной боевых действий, то в персоязычной поэзии XVI–XVIII вв. его образ, как правило, выстраивается в рамках вышеупомянутой оппозиции «пир – битва».