Psychophysiological features of airсraft pilots during visual search and detection of small-size ground objects in difficult weather conditionsстатья
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 17 февраля 2021 г.
Авторы:
Zasyadko Konstantin Ivanovich,
Soldatov Sergei Konstantinovich,
Bogomolov Aleksei Valerievich,
Vonarshenko Aleksandr Pavlovich,
Yazlyuk Mikhail Nikolaevich
Аннотация:Визуальный поиск и обнаружение летчиком малоразмерных наземных объектов в сложных метеорологических условиях является задачей, выполнение которой требует высокого психофизиологического напряжения. Вопросы влияния условий профессиональной деятельности на психофизиологическую цену решения летчиком задач воздушной разведки оставались неисследованными. Материалы и методы. Исследования по определению дальности обнаружения и опознавания наземного объекта при заходе на посадку проведены зимой, в светлое время суток: 42 летчика (средний возраст - 30,0 ± 2,8 года, стаж - от 7 до 14 лет) выполнили 192 исследовательских полета. Исследования зависимости субъективной оценки дальности до малоразмерных наземных объектов при различных значениях метеорологической дальности видимости и высоты полета проведены с участием 11 летчиков (средний возраст - 31,2 ± 1,4 года, стаж - от 10 до 14 лет), выполнивших 33 исследовательских полета, в процессе которых с помощью бортовой контрольно-записывающей аппаратуры регистрировали показатели нервно-эмоционального напряжения. Результаты. Поиск малоразмерных наземных объектов в сложных метеоусловиях сопровождается более высоким уровнем нервно-эмоционального напряжения летчика. Глазомерная оценка летчиком дальности до малоразмерных наземных объектов в условиях ограниченной максимальной дальности видимости (2,5-4,0 км) для высот 300-400 м характеризуется тем, что летчики переоценивают (субъективно превышают) дальность в среднем на 12 %, при хорошей видимости летчики недооценивают дальность. Более благоприятным для поиска малоразмерных наземных объектов является полет под облаками с выдерживанием принижения между нижней кромкой облачности и высотой полета около 50 м. С уменьшением этого «зазора» до 25 м и менее происходит возрастание «физиологической цены» такой деятельности (увеличение частоты пульса на 11,6 %; частоты дыхания - на 13,7 %). Заключение. Психофизиологические особенности летчика по обнаружению и опознаванию малоразмерных наземных объектов в сложных метеоусловиях зависят от максимальной дальности видимости. Полученные в результате исследований этой зависимости коэффициенты дальности обнаружения и опознавания позволяют при разведке с визуальным поиском наземных объектов в сложных метеоусловиях адекватно оценивать дальность обнаружения и опознавания. Загруженность летчика процессом пилотирования, а также уровень его нервно-эмоционального напряжения детерминируются максимальной дальностью видимости и величиной принижения между нижней кромкой облачности и заданной высотой полета.