Еще несколько слов о хронотопе поэмы «Реквием» А.А. Ахматовойстатья
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 23 сентября 2021 г.
Аннотация:Рассмотрена специфика художественного времени и пространства поэмы «Реквием» А.А. Ахматовой. Выявлены особенности построения художественного времени и пространства в поэме. При проведении ис- следования применены текстологический и герменевтический методы. Уникальность хронотопа заключается в соединении лирики и эпоса — двух родов литературы, которые по-своему оперируют временем и пространством, а также в композиционной организации поэмы. Художественное время, становясь частью национальной истории, предстает единым благодаря последовательному сюжету: появляется время нарратора, а художественное пространство разрывает границы изображенного Ленинграда, устанавливая определенную связь с воссоздаваемым в литературе образом Петербурга. Ахматова прорабатывает урбанистическую тему на трех уровнях — историческом, мифологическом и культурном — и создает новый образ города. Идея вертикального пространства указывает на мотивы грехопадения и расплаты за это, а разведенные мосты — это разрыв внутреннего пространства города, поэтому на пересечении форм вертикального и горизонтального пространства открывается бездна. В «Реквиеме» пред- ставлено циклическое и линейное время, что создает эффект «застывшего» момента. Ленинград оказывается точкой, в которой соединяются время и пространство в хронотопе «Реквиема», а сама поэма, становясь «ленинградской повестью», являет собой новый жанр, потому что знаковыми оказываются отношения поэта с историей как неким феноменом, явлением. Время становится определяющей категорией в хронотопе «Реквиема», которая стремится к новой форме, потому что в основе поэмы не привычное противопоставление различных форм времени и пространства, несмотря на кажущуюся их оппозицию, а их дополнение, единство. Время становится как бы новой формой пространства — четвертым измерением.