Аннотация:В отечественной историографии на протяжении двух столетий обсуждается вопрос о причинах принятия князем Владимиром православия, а не какой-либо иной религии. В качестве основных причин выдвигаются:
- тесные экономические и культурные связи с Византией;
- существование на Руси православной общины задолго до 988 года;
- и даже действие провиденциалистских сил, как полагал церковный историк Е.Е. Голубинский.
Сторонники гипотезы о безальтернативности именно православного крещения Руси с большим недоверием относятся к летописному рассказу о «выборе веры», в соответствии с которым, Владимир «испытал веры многие», в том числе, ислам, иудаизм, и западную ветвь христианства.
Между тем, известия о религиозно-дипломатических контактах Владимира как минимум с представителями Западной Церкви и мусульманскими правителями Хорезма (видимо, Саманидами), содержатся в абсолютно независимых от древнерусской летописной традиции и политической мифологии источниках.
О крещении Владимира от западного проповедника Бруно-Бонифация Кверфуртского сообщает западный агиограф Петр Дамиани в «Житии блаж. Ромуальда из Камальдоли», написанном между 1026 и 1030 годами.
Об обращении росов в ислам при царе Буладмире (Владимире) от присланных «хорезмшахом» проповедников сообщают сразу три мусульманских автора: придворный врач сельджукских султанов XII в. ал-Марвази, Дамасский географ XIII-XIV вв. ад-Димашки и персидский ученый XIII в. Ауфи. Поэтому, отмахнуться от этой информации невозможно.
Единственная вера, об «испытании» которой не сохранилось данных, помимо древнерусских летописей, это – иудаизм, который исповедовала хазарская знать.
Поэтому, по методике сравнительного источниковедения, историю о «выборе веры» нельзя признать неправдивой. А если это так, попробуем выяснить, какие политические (не религиозные) мотивы способствовали принятию Владимиром именно восточной (византийской) версии христианства.
1. Почему не ислам. В конце Х века фактически завершился распад великого Арабского халифата. Византийские императоры Никифор Фока и Иоанн Цимисхий успешно отвоевали у арабов значительную часть утраченных в Малой Азии и Сирии территорий. Исламские государства были отделены от Руси враждебными мусульманам соседями (хазарами и Византией). Поэтому, потенциальные единоверцы не могли оказать росам действенной военной или политической помощи.
2. Почему не западное христианство. Фактическим распространителем христианства в Западном мире в те годы был не римский папа, а создатель новой западной Римской империи Оттон I, возглавлявший раннеклассовое германское государство. Подобно Карлу Великому, он рассматривал христианизацию соседних народов (славян и венгров) как путь к их прямому подчинению, т.к. для раннеклассовых государств характерно стремление к безграничному территориальному расширению. Именно это Германия проделала с Моравским княжеством, стремилась сделать с землями лужичей и ободритов, и останавливаться на достигнутом явно не собиралась. Следует также учитывать, что с «империей» Оттона у Руси не было практически никаких торговых связей, равно как и удобных путей для коммуникации.
3. Почему не иудаизм. В Х веке Хазарский каганат был единственным государством на планете, которое официально исповедовало иудаизм. В христианских странах иудеев откровенно притесняли; в исламских считали людьми «второго сорта» (наряду с христианами). И, несмотря на то, что некогда могущественный каганат был непосредственным соседом Руси, после сокрушительного поражения, нанесенного ему князем Святославом, он пребывал в упадке. Принимать экзотическую веру от поверженного врага означало сделать себя таким же, как и он, геополитическим изгоем; обречь себя на отсутствие союзников, окружить себя кольцом врагов. На это Владимир, как разумный политик, разумеется, не мог пойти.
4. Почему восточное христианство. Объясняя с прагматических (не провиденциалистских) позиций выбор Владимира, историки обычно говорят о том, что Византия была самым богатым, культурным государством той эпохи, и главным торговым партнером Руси - покупателем ее экспортных товаров, что и сближало Русь с Восточной Римской империей. Все это верно. Но необходимо иметь в виду и тот факт, что для сохранения суверенитета Руси Византия была наиболее безопасным партнером. Во-первых, потому, что между Русью и империей находилось два суверенных народа – дунайские болгары и печенеги. Во-вторых, потому, что Византия, в соответствии с ее государственной идеологией, никогда не расширялась за пределы границ исторического римского лимеса. Соответственно, территориальная экспансия со стороны империи Руси в принципе не грозила. Поэтому, принятие христианства от Византии означало наименьшую опасность для суверенитета русского государства. Тем более что произошло это во время внутренней смуты в империи, когда правящая династия была спасена только благодаря заключению русско-византийского союза и династического брака.