Аннотация:Приписки к греческому синаксарю из Судака были опубликованы архимандритом Антонином в ЗООИД почти полтора века назад – в 1863 году. С тех пор они привлекают неизменное внимание специалистов, изучающих различных аспекты средневековой истории Причерноморья. В частности, очень часто цитируется сообщение источника о землетрясении в 1292 году. Сообщение – следующего содержания: «В лето 6800. В тот же день в третий час ночи тряслась земля». Заметка сделана на поле книги возле минеи, относящейся к 28 января. Летосчисление – по Константинопольской эре. Правда, это сообщение, очень часто упоминаемое в историографии, практически никогда не подвергалось анализу: ни с точки зрения его достоверности, ни в контексте других сообщений источника. В настоящем докладе такое исследование предпринято впервые.
Несколько слов о самом источнике. Приписки к минеям, написанным уставным письмом XII века на пергамене, делались чернилами на протяжении нескольких столетий (вплоть до первой половины XV века). Сохранность приписок различная. На некоторых не читается год, день или часть фразы. Однако большинство записей вполне читаемы. Подавляющее большинство приписок являются констатациями естественных смертей горожан: мужчин и женщин, черного и белого духовенства. Таких записей (среди читаемых) – 151. Причина смерти в большинстве случаев не указывается. Лишь однажды автор XV века рассказывает в нескольких строках трагическую историю гибели человека от холода: 19 декабря 6927 (1419 года): «В эту ночь лишился жизни, скончавшись от холода, в 9-м часу ночи, не знаю, каким образом, бедный отец наш Иоанникий, эконом, сын попа Ильи».
Случаи насильственной смерти упоминаются крайне редко, фактически – один раз, в записи за 28 мая 1278 года, когда многих горожан убили татары.
Записи иного содержания можно разделить на следующие тематические рубрики:
- Рукоположение священнослужителей – 2 записи;
- Поминовение святых (в основном – местночтимых, архиепископов Сугдеи, но есть и другие, например, русские святые Борис и Глеб) – 13 записей;
- Освящение храмов или их частей – 4 записи;
- Приход татар (видимо, под стены города) – 5 записей (не считая упомянутого массового убийства, учиненного татарами в 1278 году);
- Уход татар (источник называет это «очищением») – 2 записи (одна датирована 1249 годом, другая, связанная со снятием осады города ханом Узбеком, не датирована);
- Осквернение христианских святынь мусульманами – 1 запись;
- Констатация политических событий в византийском мире – 2 записи (1254 г. о взятии Синопа императором Трапезунда Мануилом Комнином, и 1261 г. о взятии Константинополя императором Никеи Михаилом Палеологом).
Есть несколько записей молитвенного и нравоучительного характера, говорится о праздновании некоторых религиозных праздников с неподвижной хронологией.
Среди всех вышеперечисленных записей особую тематическую группу составляют заметки, датированные 1291-1292 годами. Они явно сделаны одним автором. Причем, этот человек не просто любознателен, он – настоящий средневековый ученый. Дважды (в 1291 и 30 июня 1292 года) он упоминает лунное затмение, в другой записи, относящейся к 1292 году, рассказывает о юбилее Сугдеи (1080 лет), основанной, по его словам, в 212 году! В ряду этих же записей стоит и вышеприведенное упоминание землетрясения. Чувствуется, что автор целенаправленно фиксирует удивительные природные явления, а заодно и интересные даты. Именно 1292 годом датирована единственная запись о праздновании Пасхи, пришедшейся на такое-то число. Известно, что вычисление пасхалий – также непростая научная задача. Любопытно, что в иные периоды времени природное явление упомянуто в приписках лишь однажды – затмение (видимо, солнечное), в 1261 году.
Из всего вышесказанного следует обратить внимание на следующее:
1. Сообщение о землетрясении сделал человек, интересующийся природными явлениями.
2. На протяжении трех столетий составления приписок лишь однажды, в конце XIII века, появляется несколько записей естественнонаучного характера. (Возможно, что и сообщение о затмении 1261 года сделано тем же автором в более молодые годы. Хотя этого нельзя утверждать: факсимильно источник не публиковался).
Среди вышеупомянутых сообщений естественнонаучного характера наиболее важным является сообщение о землетрясении, т.к. оно уникально и других сведений об этом событии у нас нет.
Анализ сообщения о землетрясении 1292 года позволяет прийти к следующим заключениям.
1. Поскольку приписок в синаксаре очень много, и подавляющее их большинство сообщает о смерти людей (около 80%), а в сообщении о землетрясении о чьей-либо смерти не упоминается, жертв в Судаке и его ближайшей округе, скорее всего, не было.
2. Спокойный тон сообщения указывает на то, что каких-либо разрушений тоже, скорее всего, не было. Природное явление заинтересовало автора как таковое, наряду с затмениями Луны.
3. Указание на время события (третий час ночи) позволяет предположить, что землетрясение было достаточно сильным, чтобы разбудить и напугать людей. Поэтому силу сейсмического воздействия на район Судака можно примерно оценить в 5 баллов по шкале MSK-64.
4. Это сообщение является единичным. У нас нет иных сведений о землетрясении 28 января 1292 года. Поэтому мы не имеем возможности говорить ни о его эпицентре, ни о магнитуде, ни о разрушительной силе. Возможно, что землетрясение было небольшой силы, и его эпицентр находился близ Судака. Возможно, оно было более сильным, даже разрушительным, и его эпицентр находился к западу или востоку от Судака. Однако, учитывая любознательность автора сообщения, вряд ли он не упомянул бы об этом.