Аннотация:Выборы во II Думу (1995 г.) привели к победе оппозиционных партий, успеху которых способствовали не только объективные факторы, но и особенности избирательной системы. В этой связи Президент и его окружение стали активно продвигать стратегию, предусматривавшую отказ от мажоритарно-пропорциональной модели и переход исключительно на мажоритарный принцип избрания Думы. Такой подход, по мнению Б.Н. Ельцина и его советников, мог существенно повлиять депутатский корпус, сделав его более лояльным или же деструктурированным. Цель данной статьи заключается в том, чтобы на основе комплексного использования различных источников (нормативно-правовых актов, материалов Федерального Собрания, данных периодической печати) рассмотреть политические противоречия, которые обострились между Президентом и депутатами II Думы в связи с намереньем главы государства кардинально поменять правила «электоральной игры». Предметом исследования является политический конфликт, развивавшийся в контексте определенной исторической ситуации, разрешение которого имело гораздо более масштабные политические последствия, нежели просто выбор определенной избирательной модели. Новизна исследования обусловлена отсутствием работ, посвященных изучению попытки электоральной реформы 1997 – 1999 гг. как системной политико-правовой проблемы. Столкновение между Президентом и парламентом по вопросу процедуры избрания депутатов Думы явилось одним из многочисленных конфликтов, которые составляли суть российского политического процесса 1990-х гг. Однако после принятия Конституции 1993 г. эти противоречия разрешались правовыми средствами в рамках публичной политики, что свидетельствовало об определенной зрелости политической системы. Проблема выбора оптимальной электоральной модели также стала достоянием открытой дискуссии, участники которой указали возможные пути дальнейшего совершенствования российского избирательного права. Следует отметить особую роль Конституционного Суда, участие которого противостоянии двух ветвей власти позволило преодолеть тупиковую ситуацию и завершить работу над обновлением избирательных законов. Таким образом, совместные усилия трех ветвей власти, а также научного сообщества помогли сделать российскую избирательную модель более совершенной и адекватной конкретной социально-политической ситуации, что, однако, вовсе не гарантировало проведение по-настоящему честных выборов.