F. M. Dostoyevsky’s Explanation of the Petrashevsky Case to the Commission of Inquiry: The Structure of a Documentary and Artistic Wholeстатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 8 сентября 2021 г.
Аннотация:Статья посвящена исследованию «Объяснения» Ф. М. Достоевского по делупетрашевцев с точки зрения прагматики и теории текста. «Объяснение» рассматривается как «стратегический ответ» молодого автора в ситуации кризисной коммуникации. Отталкиваясь от юридического, институционального типадискурса, Достоевский переходит к персональному дискурсу, предполагающемуиспользование авторских стратегий — механизмов контроля восприятия, оценоки выводов читателя. В «Объяснении» могут быть выделены фактуальный, концептуальный, подтекстовый и эстетический виды информации, а также стратигемыотхода от прямых ответов на заданные вопросы, подмена конкретного четкогоответа рассуждениями на широкие темы, установка на деюридизацию ситуации, принцип оппозиции, создание индивидуализированного психологическогообраза участника собраний М. В. Петрашевского, замена объективной истинывымыслом. Симметрологический анализ композиции «Объяснения» показывает,что Достоевский располагает важнейшую для формирования читательскоговосприятия информацию в сильных позициях: начале, конце и точке золотогосечения, создавая в аргументативном поле систему лейтмотивов. Таким образом,автор применяет манипулятивные приемы воздействия на подсознание адресата,которые позволяют достичь эстетических, риторических и прагматических целей,задать «путь» прочтения и вектор понимания текста читателем.