Аннотация:В статье рассматривается использование Ф.М. Достоевским в «Объяснении» по делу Петрашевского как тексте изначально юридической направленности некролога как жанра ораторского искусства. Начиная текст по правилам построения юридического документа, оказавшийся под следствием писатель привносит в него элементы ораторских жанров, что позволяет ему выстроить эффективную коммуникацию и убедить судей в необоснованности подозрения. По воле автора в «Объяснение» вторгаются элементы исповеди, которая незаметно для читателя превращается в проповедь, а подследственный - в судию. Кроме того, «Объяснение» Ф.М. Достоевского должно быть осмыслено не столько как самозащита обвиняемого перед следствием, сколько как нападение: некролог опальному критику В.Г. Белинскому и защита литературы от притеснений цензуры. Жанр некролога понимается как пограничный, полиаспектный, сочетающий литературное и публицистическое, ретроспективное и проспективное, исповедальное и институциональное.