Аннотация:Выбор вуза — дело непростое и, как правило, это задача многокритериальной оптимизации, а один из весомых критериев — перспектива карьеры. В настоящее время дети тех, кто сам был абитуриентом во время распада СССР, начинают выбирать вуз. В то время считалось, что только элитные университеты (МГУ, МГИМО и др.) будут служить социальным лифтом в наиболее престижные организации бизнеса, государства, науки. Отчасти именно этим можно объяснить практически тотальное желание современных выпускников школ иметь высшее образование, хотя часто — это желание их родителей. На примере рынка высшего образования в России автор рассматривает тенденции концентрации вузов, их расслоение по трем уровням с разными институциональными условиями и доминированием верхних уровней (альфа-вузы) над нижними (бета- и гамма-вузы). В статье анализируются особенности российских альфа-вузов на фоне аналогичной мировой иерархии, определяются тенденции развития вузов после взрывного внедрения дистанционных технологий обучения.