Аннотация:В статье исследуются национальные модели организации высшего образования. За основу анализа взяты системы высшего образования США, Германии, Нидерландов, Китая и России. Авторами предложен ряд критериев разграничения принципов организации системы высшего образования в различных странах: причисление высшего образования к частным (удовлетворяемым на основе частного платежеспособного спроса потребителей) или к коллективным (опекаемым) благам, организация финансирования системы высшего образования, барьеры (фильтры) для обучающихся «на входе» и «на выходе», степень коммерциализации деятельности вузов, роль академического сообщества.На основе проведенного исследования выделены идеально-типические модели организации высшего образования, существующие в развитых и быстроразвивающихся странах: рынок частных услуг, государственный патернализм, рынок мериторных благ, квазирынок и гибридная модель.Сделан вывод о том, что низкий уровень финансирования и тотальная коммерциализация деятельности государственных вузов порождают многие проблемы российского высшего образования, прежде всего такие, как падение качества образовательных услуг и престижности самого этого образования.