Аннотация:Речной транспорт в северо-восточных регионах России до сих пор остается основным связующим звеном всей транспортной системы, поэтому роль водных путей, обеспечивающих его бесперебойную работу, чрезвычайно велика. В связи с этим наиболее важными и актуальными задачами здесь становятся возможность продления навигационного периода и повышение надежности работы речного транспорта. Разработка и применение методик расчета уровней воды в период навигации на основе использования современных данных наблюдений за водным режимом рек являются особенно актуальными для судоходных участков рек бассейна Лены, где речной транспорт остается главным видом путей сообщения.
Для наиболее эффективного использования дождевых паводков для нужд судоходства для рек Ленского бассейна на основе использования современных данных о стоке воды была уточнена и дополнена разработанная в конце 1980-х годов на географическом факультете МГУ под руководством А.В. Христофорова методика расчета и прогноза, позволяющая с достаточной заблаговременностью и надежностью определять даты наступления и продолжительность периодов повышений уровней воды, связанных с прохождением паводков. Предлагаемая методика включает в себя расчет гарантированной продолжительности спада уровней воды до проектной отметки в период открытого русла. Методика позволяет определять минимальное время, в течение которого на определенном участке реки могут быть обеспечены необходимые для судоходства условия (уровни воды выше проектного).