Аннотация:Исследование посвящено изучению моделей развития франчайзинга в России. В статье рассмотрены современные тренды развития рынка франшиз, а также кратко описаны современные модели франчайзинга.Цель. Выявить закономерности и тренды в формировании франчайзинговых систем в России для возможности выработки рекомендаций предприятиям, имеющим потенциал развития в форме франшизы.Задачи. Проанализировать материалы информационно-выставочных порталов, посвященных развитию франчайзинга (buybrand.ru, franshiza.ru), актуальные работы современных исследователей практики франшиз (Л. А. Михайловой, Н. В. Рассказовой, А. В. Покровской и др.), периодических изданий и прессы, отраслевых ассоциаций и объединений (rusfranch.ru, Российской ассоциации франчайзинга - РАФ), а также научные труды зарубежных авторов по данной тематике. Методология. В статье для достижения поставленной цели использованы аналитические методы, в том числе синтеза, классификационные подходы, методы систематизации и структурирования информации в области франшизного бизнеса.Результаты. Глобальные экономические кризисы 2009 и 2015 гг. определили новые социально-экономические условия ведения бизнеса. Сокращение инвестиционной привлекательности новых проектов, покупательской способности населения привело к закрытию многих недавно введенных в эксплуатацию производств и одновременно к укреплению позиций давно работающих брендов и компаний. Это послужило драйвером развития компаний по форме франчайзинга и видоизменения франчайзинговых моделей в свете ухудшения международных торговых отношений. Появились гибкие формы совместного ведения бизнеса, когда, например, франчайзор выступает соинвестором франчайзи, разделяются риски и издержки (бранчайзинг); когда франчайзор смягчает требования для франчайзи и позволяет работать не по инструкции (свободный франчайзинг); когда франчайзор передает франчайзи собственную торговую точку в оперативное управление франчайзи, а сам занимается стратегическими вопросами развития бизнеса (рефранчайзинг).Выводы. Изучение и оценка экономической эффективности новых гибких форм франчайзинга и их применение на практике в условиях экономико-политической «турбулентности» может позволить минимизировать риски для всех сторон, а также сформировать представление о факторах, обеспечивающих устойчивое развитие франчайзингового бизнеса в России.