Аннотация:Психология повседневности — одно из активно развивающихся направлений современной российской психологии. Ведущими теоретико-методологическими источниками ее развития выступают на общенаучном уровне знания история, антропология и социология повседневности, на конкретно-научном уровне — психопатология обыденной жизни З.Фрейда, теория поля К.Левина, психологическая концепция Х.Томэ. Востребованность идей именно К.Левина обусловлена сегодня трансформациями современности, выводящими на передний план вопросы социокультурной динамики и множественной мотивации личности, столкновения ценностей и осознанного выбора субъектом жизненного пути, становления идентичности в изменении жизненных ситуаций и разнообразия стилей жизни в усложнившемся обществе. Повседневность неоднородна и гетерогенна, в ней представлена динамика видимого и невидимого, реального и ирреального, современного и архаического. Для обнаружения постепенных и незаметных изменений зачастую необходимо сменить методологический инструментарий, и конструкты К.Левина здесь имеют довольно высокую эвристическую ценность. Понятие «жизненное пространство» в контексте психологии повседневности позволяет сконфигурировать различные аспекты развития человека в ситуации социокультурных трансформаций, где социальное пространство может быть как поддерживающим, так и подавляющим, а сферы приватного и публичного, персонального и профессионального смешиваются, утрачивая нормативные границы. Культурно-психологическое время в общем географическом пространстве для людей и сообществ протекает по-разному, что не только создает риски потенциальных конфликтов, прочерчивая пунктиры разломов социальной ткани, но и ставит проблему языка описания, способного совместить номотетический (выявляющий тенденции и закономерности) и идиографический (направленный на анализ уникальных случаев) дискурсы. Сходные методологические и социально-политические проблемы решал К.Левин. Утверждается, что его подход продуктивен для диагностики и терапии культурно-психологических травм российского общества, а конструкты — для описания текучих трансформаций современности. Подчеркивается, что стратегия «действенного исследования» К.Левина близка социальному конструктивизму, присущему российской интеллектуальной традиции, позволяя осмыслить деятельность психолога в свете решения задач гуманизации общества и системы образования.