Аннотация:В статье рассматривается театральное творчество футуриста Ф. Деперо в его отношениях с традиционным кукольным спектаклем. Автор ставит перед собой задачу выявить влияние кукольного театра на театральные проекты художника, а также отличие его постановок от традиционных ярмарочных представлений, проанализировать особенности взаимодействия авангарда и народной и массовой культуры. В первой части статьи кратко описываются ключевые свойства марионетки, которые привлекали представителей театрального авангарда: условность, отсутствие психологизма, особенности пластики, полное подчинение воле режиссера. Рассматриваются идеи творческого преобразования реальности, выраженные Ф. Деперо и Дж. Балла в манифесте «Футуристическая реконструкция вселенной». Данные идеи получили воплощение в театральных экспериментах режиссеров-футуристов. Во второй части статьи описывается постановка «Пластических танцев», реализованных Ф. Деперо в 1918 г. Действующими лицами в спектакле были изготовленные из дерева марионетки под управлением кукольников. Использование марионеток позволило режиссеру ввести на подмостки ряд необычных действующих лиц и создать представление, основанное на образах и метафорах, с комическими и гротескными элементами. В постановке «Машина 3000» 1924 г. вместо марионеток использовались сложные костюмы, полностью скрывающие исполнителей. Автор приходит к выводу о том, что, заимствуя форму кукольного спектакля, Ф. Деперо реализует авангардный проект по созданию собственного художественного мира. Его постановки отличает стремление к синкретизму, воздействию на все чувства зрителей, свойственное как футуризму, так и другим авангардным течениям. Ориентир на чувственное, а не рациональное восприятие также отличает массовую культуру. Но, в отличие от нее, постановки Ф. Деперо принципиально инновативны и отражают стремление авангарда к преобразованию реальности на художественных началах.