Место издания:Товарищество научных изданий КМК Москва
Первая страница:417
Последняя страница:417
Аннотация:В настоящее время роль генотипа в формировании когнитивных способностей иссле-
дуется достаточно активно. Одним из проявлений когнитивных способностей является
способность к экстраполяции направления движения стимула, исчезнувшего из поля зре-
ния, которая является элементарной логической задачей (и предъявляется без предвари-
тельного научения). В лаборатории генетики поведения проводится селекция мышей на
высокие показатели этой способности (с одновременном отбором против проявлений тре-
вожности в процессе решения этого теста). Оказалось, что в первых поколениях для мы-
шей этой линии (ЭКС) были характерны более успешное решение теста на экстраполяцию
и более низкий уровень тревожности в тесте приподнятого крестообразного лабиринта по
сравнению с мышами контрольной неселектированной популяции КоЭКС. Однако к F12
устойчивых достоверных отличий между ЭКС и КоЭКС не выявлялось, но появились раз-
ные по «направлению» половые различия. Таким образом, был выявлен слабый ответ на
селекцию по способности к экстраполяции, однако тесты на выраженность другого когни-
тивного признака – реакции животного на новый предмет обнаружили межлинейные раз-
личия. Как известно, реакция на новый предмет формируется на основе определенного
баланса исследовательского поведения (склонности к новому) и боязни нового (неофо-
бии). Этот баланс может определятся многими факторами, в том числе и генотипом. Ис-
следование способности мышей линии ЭКС и контрольных мышей КоЭКС (F15) к распоз-
наванию нового предмета проводилось в закрытом крестообразном лабиринте, состояв-
шем из 4-х прозрачных пластмассовых закрытых сверху отсеков, отходящих от централь-
ного. Незнакомый предмет помещали в один из случайно выбранных боковых отсеков.
Помещенная в лабиринт мышь могла свободно обследовать лабиринт в течение 5 минут и
посещать любую его часть. После этого предмет извлекали из лабиринта, протирали спир-
том и помещали в другой отсек лабиринта, а животное помещали в лабиринт еще на 5
минут. Контакты животного с предметом оценивали по количеству посещений отсека с
предметом и по длительности пребывания в нем. Мыши линии ЭКС чаще заходили в
отсек с предметом (достоверное отличие от показателя КоЭКС при р<0,000001) и прово-
дили в нем больше времени (достоверное отличие от показателя КоЭКС при р<0,00001).
После перемещения предмета в другой отсек в процессе второй части теста, картина была
сходной: у мышей линии ЭКС и число посещений отсека с предметом, и длительность
обследования предмета были больше (достоверное отличие от показателя КоЭКС при
р<0,0001 и р<0,01 соответственно).
Таким образом, мыши ЭКС реагировали на новизну достоверно более интенсивно, чем
контроль. Выявленные различия между ЭКС и КоЭКС следует отнести за счет более ин-
тенсивного исследовательского поведения мышей ЭКС. Известно, что более высокий уро-
вень этого поведения характерен для животных с более высокими когнитивными способ-
ностями. Отмечается, что в настоящих экспериментах эти особенности поведения мышей
ЭКС выявлены в том поколении, в котором различия в способности к экстраполяции не
обнаруживались. Это позволяет говорить о том, что селекция на когнитивный признак
(решение элементарной логической задачи) привела к изменениям в поведении мышей
селектированной линии ЭКС.
Работа частично поддержана РФФИ (грант № 04-13-00747).