Аннотация:Человек живет в воображаемом мире, он подчинен своему воображаемому, а не сущему. Но что такое воображаемое, и где его граница, если она вообще есть? Воображаемое - это то, что не есть как сущее, но есть для человека, это чувственно-сверхчувственное. Кант считал, что воображаемое не имеет творческого характера в том смысле, что оно берет материал из чувств. Вернее сказать из воспринимаемого, чтобы избежать смешения с такими чувствами как радость или страх. Тем не менее, Кант прав, хотя здесь и требуется пояснение: речь идет не только о конфигурации воспринятого, но и о том, что и уже упомянутые страх и радость, и, например, любовь, и смысл также требуют материала. Но не в том смысле, что что-либо из указанного - лишь комбинации восприятий, так как воспринятое бессмысленно, а в том, что завидовать нельзя без того, чему и из-за чего завидуют. Человек, изначально лишенный всех способов восприятия (в том числе осязания, которое уже одно способно стать материалом для воображаемого), не сможет воображать. Но в то же время нельзя недооценивать способность человека воображать того, чего нет. В яблоке самом по себе нет никакого удовольствия как и где-либо еще, но человек, восприняв его, воображает удовольствие. Иными словами человек не воображает без воспринятого, но воображаемое не воображается из воспринимаемого. Причем важно понимать разрыв между восприятием и воображением. Если убрать его, мы получаем иллюзионизм, где сознание иллюзорно, и меня нет. Но я есть - я и воспринимаю, и воображаю, хотя чисто воспринимаемое и доступно мне только в настоящем, так как прошлое само по себе уже воображаемо, как и будущее. Воображаемым при этом, как уже стало понятно, является не только воображенное воспринятое как считал Беркли, но мысль, чувство, смысл, стремление, рефлексия. И все это воображаемо и без сартровского объекта, который он путает с содержанием воображенного.