Аннотация:Аннотация. Статья посвящена эволюции представлений пуритан Новой Англиио происхождении института светской власти, полномочиях правителей, их ответственности перед народом и возможности восстания против тиранов. Руководствуясь концепцией национального ковенанта, основатели колонии Массачусетс провозгласили коллективную ответственность всех членов пуританскойобщины за неукоснительное следование Божественным предписаниям. Задачируководителей колоний Новой Англии состояли, прежде всего, в контроле засоблюдением религиозных норм, и в пуританском политическом дискурсе первой половины XVII в. преобладала тема подчинения рядовых участников «пуританского эксперимента» мудрым и набожным правителям, заботящимся об«общем благе». В отличие от политических проповедей и памфлетов, вышедших из-под пера пуританских авторов в первой половине XVII в., полемическаялитература периода «Славной революции» практически лишена религиознойаргументации. Задача светского правителя отныне состояла, прежде всего, взащите «исконных прав и привилегий» подданных английской короны, принципа равенства естественных прав людей, а не «истинной» пуританской веры.Естественноправовая аргументация пуританских проповедников была встроена в традиционный богословский дискурс, тем не менее их проповеди служиливажнейшим каналом интеллектуального трансфера, создавая благоприятныеусловия для полноценного восприятия жителями Новой Англии концепцийПросвещения, в том числе касающихся вопросов происхождения политической власти, предпочтительной модели государственного устройства, обязанностей правителей перед своими подданными, обоснованием прав и свободколонистов и гарантий их соблюдения. Священники конгрегационалистскихцерквей Новой Англии сыграли особую роль в мобилизации патриотическоголагеря в годы Войны за независимость. Активно включившись в обсуждение вопроса республиканской добродетели, пуританские проповедники придалипроцессу строительства нового государства в Северной Америке нравственноеизмерение.