Стратегия массовой персонализации в современном образованиистатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 12 января 2022 г.
Аннотация:В статье рассматривается массовая персонализация как модель организации образовательной деятельности, инновационность которой обусловлена современными технологическими возможностями создания или адаптации образовательного продукта в соответствии с индивидуальными потребностями обучающегося. Показывается обусловленность социального заказа на массовую персонализацию в образовании рядом мега-трендов в экономическом и социальном развитии. Характеризуется концепт массовой персонализации в экономическом аспекте, обосновывается возможность экстраполяции идеи массовой персонализации на область современного образования. Автор рассматривает стратегию массовой персонализации как один из путей развития более открытой архитектуры образования и повышения социальной эффективности образовательных практик. В первой части статьи анализируется потенциал массовой персонализации для развития самого образования и для решения широкого круга задач социального развития. Отмечается, что возрастающее разнообразие технологических решений позволяет конструировать нелинейные схемы образования, развивать образовательные экосистемы, формировать образовательный ландшафт для удовлетворения гетерогенного социального заказа к образованию. Подчёркивается актуальность задач развития «цифровой педагогики» для формирования мотивированности и субъектности индивидов как главного условия эффективности массовой персонализации и для минимизации ошибок в определении целей обучения. Рассматривается возможность смещения акцентов в аксиологии образования с инструментальной трактовки образовательных результатов на подчёркивание значения образования как процесса становления личности в её целостности. Во второй части статьи анализируются возможные риски реализации стратегии массовой персонализации. Рассматриваются риски развития образовательного неравенства, отхода от принципов эгалитарности в организации образования, анализируются связанные с использованием больших данных риски нарушений приватности и конфиденциальности обучающихся, как потенциальные угрозы отмечаются возможности манипулирования сознанием обучающихся, управления их вниманием. В заключение делается вывод, о возможных перспективах развития стратегии массовой персонализации.