Образование в структуре статусной неконсистентности современного российского обществастатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 12 января 2022 г.
Аннотация:Анализируются результаты межстранового проекта «Европейское социальное исследование». В числе базовых статусных измерений рассматриваются экономическая, властная, квалификационнаяи связанная с ними социально-профессиональная иерархии. Показателями положения индивида в квалификационной иерархии выступаютуровень образования и количество лет, потраченных на обучение. Под статусной неконсистентностью понимается несоответствие между высоким положением индивида в одной иерархии и сравнительно низ-кой позицией в другой. Отмечается определенный дефицит информации, характеризующей место образования в структуре статусной неконсистентности современного российского общества. Особое внимание уделяется вопросу несоответствия профессиональной позиции на рынке труда образовательному статусу россиян. Так, в России по сравнению с Европой выявлена бóльшая наполняемость рассматриваемых социально-профессиональных групп респондентами с высоким уровнем образования. Делается вывод о том, что высокая позиция в образовательной иерархии в существенной мере является условием для попаданияв профессиональные слои руководителей и профессионалов, однако наличие высокого уровня образования не гарантирует трудоустройство на высококвалифицированную работу. Отмечаются достаточно широкое распространение в российском обществе рассогласованности позиций индивидов в квалификационной и властной, социально-профессиональной иерархиях, а также более выраженная в России по сравнению с большинством европейских стран неконсистентность образовательного и экономического статусов. Автор приходит к заключению о связи статусной неконсистентности с социально-экономическими трансформациями российского общества, перманентными изменениями рынкатруда и национальной образовательной системы. По его мнению, рассогласованность образовательного статуса россиян с доходом, властнымиполномочиями, принадлежностью к социально-профессиональной группе свидетельствует о «размытости» социальных сегментов современно-го российского общества, что позволяет охарактеризовать социальную структуру последнего как сравнительно неустойчивую.