Место издания:издательство "Гуманитарий" Академия гуманитарных исследований Москва
Первая страница: 53
Последняя страница: 59.
Аннотация: Данная проблема рассмотрена нами на основе текста "Лунь юя", а также трактатов даосского толка "Ленцы" (VI - IV вв. до н.э.) и "Хуайнаньцзы" (II вв. до н.э.). В первом случае речь идет о сюжетах, связанных с именем Конфуция не только как Учителя в широком смысле, но и как известного мастера езды на колеснице. Одно из "шести искусств" искусство возничего наряду с каллиграфией, ритуалом, музыкой, математикой, стрельбой из лука воспринималось в древнем Китае как одно из важнейших средств совершенствования человека. Основу творчества, искусства всегда составляет процесс самосовершенствования человека. Согласно китайской традиции (но не только) во Вселенной и в каждом элементе ее составляющих различают три плана, при этом базовой позицией является соотношение Неба, Земли и Человека, выступающего срединной сущностью. Это соотношение трех планов может быть проецировано на структуру, в рамках которой взаимодействуют возничий, лошади и колесница как в реальном плане, так и афористически, характеризуя процесс совершенствования человека в любом творчестве.