Высшее экологическое образование в Японии: социальная миссия и национальные особенностистатья
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 14 октября 2021 г.
Аннотация:Распространенное в мире представление о японском экономическом чуде редко увязывают с экологическим кризисом в этой стране, ставшем своего рода платой за это «чудо». Не менее интересен вопрос о другом японском чуде – экологическом, превратившем страну в регион гармонии человека и природы. Этот уникальный феномен принято связывать с традициями синтоизма, но это только часть национальных реалий. Другая их часть, до сих пор мало известная за рубежами самой этой страны, связана с благотворными последствиями экокультурной революции последних десятилетий, важнейшим компонентом которой стало развитие экологического образования. В статье представлены результаты исследования высшего экологического образования в Японии как относительно нового явления для университетов этой страны, приобретшего общенациональные масштабы и ставшего важнейшим звеном государственной экологической политики. Именно в этом и состоит миссия экологического образования – быть важнейшим инструментом обеспечения экологической культуры профессионалов сферы природопользования и всего населения страны в целом. Эмпирической базой исследования послужили тематические публикации на японском, английском и русском языках, материалы целевого анкетирования и интервьюирования преподавателей японских вузов в рамках проекта Русского Географического Общества, а также разнообразный опыт контактов с сотрудниками и студентами университетов Японии на протяжении последних 10 лет. Целью отраженного в настоящей статье исследования стало выявление особенностей истории формирования и специфики современного этапа развития высшего экологического образования в Японии как условия формирования экологической культуры и как фактора национальной экологической политики. Важнейшими из таких особенностей являются: формирование в стране всеобщего экологического образования; системная экологизация высшего образования; его формирование на основе синтеза национальных культурных традиций и научно обоснованных новаций; создание привлекательного имиджа экологических специальностей; использование экологического образования в качестве платформы парадигмы образования для устойчивого развития. Выявленные особенности убеждают в том, что японское общество осознает высокую цену экологических издержек, рассматривая при этом экологическое образование как решающий фактор их оптимизации. В связи с этим оригинальная японская практика высшего экологического образования представляет несомненный интерес и для других стран мира, не исключая и России.