Аннотация:Фирменные наименования – исторически первый объект интеллектуальной собственности, который получил законодательную регламентацию в Кодексе российского гражданского права (1994). В статье освещаются основные проблемы, связанные с кодификацией института фирмы (фирменных наименований), а также их возможные решения в условиях действующего правового регулирования. Приоритетная цель исследования – определение пределов действия исключительного права на фирму во времени, пространстве и по кругу лиц, в том числе, правоограничений, обусловленных «объёмом» охраны фирменного наименования.В процессе исследования автором обоснованы следующие выводы: 1) о целесообразности правовой охраны фирменных наименований по принципу «охрана через использование»; 2) о возможности определения (классификации) исключительного права на фирму как «квази-абсолютного»; 3) о границах исключительного права, обусловленных объёмом охраны фирменного наименования, и «подвижности» этих границ; 4) о допустимости территориальных ограничений исключительного права с учётом критерия «известности» фирмы; 5) о частичной (ограниченной) оборотоспособности исключительного права на фирму в связи с возможностью его перехода к правопреемникам реорганизованного юридического лица; 6) о целесообразности установления особого режима правовой охраны известных фирменных наименований (принцип абсолютной охраны).