Аннотация:В статье рассматривается автобиографический контекст первого прозаического произведения М.Ю. Лермонтова - незавершенного романа «Вадим». Цель исследования - проследить особенности влияния художественного восприятия биографического события на формирование сюжета и образов персонажей; в статье затрагивается также вопрос о датировке романа, сделанной на основании письма Лермонтова к М.А. Лопухиной и воспоминаний А.М. Меринского. Кратко очертив биографический фон - события жизни Лермонтова 1830-1831 гг., автор концентрирует внимание на двух аспектах проблематики романа: мотиве разрыва между отцом и сыном и любовном конфликте. В качестве источников рассматриваются конфликт между отцом и бабушкой Лермонтова, отношения с Н.Ф. Ивановой, а также связанный с ними лирический цикл, драмы "Menschen und Leidenschaften" и «Странный человек». Результаты анализа пересечений «Вадима» с более ранними текстами позволяют рассуждать об общем автобиографическом подтексте, а также сделать некоторые замечания о специфике лермонтовского автобиографизма. Семейный конфликт, лежащий в основе драмы «Странный человек», в «Вадиме» трансформируется в сюжет о мести сына за погибшего отца, что является отправной точкой для дальнейшего художественного построения. Любовный конфликт романа также имеет автобиографическую обусловленность. Речь идет в данном случае не о прямом воспроизведении биографического события в сюжете романа, а о художественном переосмыслении и формировании образа героини, который включает в себя мотивы и средства художественного выражения, свойственные ранней лирике Лермонтова, в частности, для «ивановского цикла».