Аннотация:Современное образование находится на рубеже цифровой эпохи в преподавании, когда повсеместно внедряются новые методы обучения с использованием передовых информационно- коммуникационных технологий для дистанционных форм общения между педагогом и слушателями, автоматизации образовательного процесса с применением нейронных сетей и машинного обучения. Разрабатываемые цифровые образовательные среды и платформы не только позволяют учителю гото- вить и предоставлять школьникам и студентам учебный материал в удобной цифровой форме, которые доступны им в любом месте земного шара через сеть Интернет, но и существенно увеличивают нагруз- ку на преподавателя ростом объема необходимого для подготовки занятий образовательного контента. При этом преподаватель на дистанционной форме обучения фактически вынужден находиться круг- лые сутки на связи со своими слушателями. Использование цифровых образовательных сред с авто- матизированной проверкой заданий позволяет освободить педагога от части рутинной работы. Другая возможность состоит в использовании в курсах виртуальных ассистентов преподавателя чат-ботов, обученных с помощью нейросетевых технологий отвечать на широкий круг вопросов студентов, без участия педагога. В статье излагаются результаты исследования и разработки подобных виртуальных помощников педагога. Одновременно указывается, что собранный материал диалогов бота со студента- ми позволяет использовать результаты для косвенного анализа успеваемости студента и формирования персональных образовательных траекторий.