Аннотация:Проблема человека в психологии, ее постановка и решение обусловлены развитием социогуманитарного познания в целом. При этом становление социогуманитарных наук в России имело нелегкую историю. Специфика российских модернизаций и волн просвещения проявилась в заимствовании образцов и интеллектуальных традиций, в доминировании государства над обществом, в приоритете инструментальных сторон развития над гуманитарными, а также в противоречивости и незавершенности культурно-психологических процессов, связанных с трансформациями самого человека. Если результатом европейского ренессанса было появление нового типа личности, далее последовавшего путями реформации, модернизации и просвещения, то русский ренессанс имел слабовыраженную форму, а его смысл заключался не только в повороте к человеку, но и в возрождении в России европейских гуманитарных ценностей. Процессы гуманизации общества, антропологизации жизни и индивидуализации культуры, будучи инициированы ренессансным духом, имели в России характер постоянно возобновляемых, дисперсных и латентных движений. Показано, что антропологическая проблематика разрабатывалась не только в известных работах Н.Г. Чернышевского, П.Л. Лаврова, К.Д. Ушинского, в подходах В.М. Бехтерева, Б.Г. Ананьева и С.Л. Рубинштейна, но и в неочевидной деятельности Г.Г. Шпета и ученых ГАХН, в изучении вопросов искусства и архитектуры, в публицистике и литературном творчестве. С позиций ретроспективного и генеалогического анализа обнаружено, что антропологический поворот осуществлялся на протяжении ХХ в., проявившись в разработках психологии личности, психологии субъекта, а также в экзистенциальных и философских направлениях постсоветской психологии. Выражением антропологического подхода в психологии стало не только движение к построению психологии человека, но и возникновение психологии повседневности, фокусирующейся на изменениях современности и этнографическом разнообразии человеческого бытия.