ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ КАК СЛЕДСТВИЕ ДЕФИЦИТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ (НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)Блинков А.Н., Лебединцева О.И.Акмеология. 2018. № 1 (65). С. 27-32статья
Аннотация:В статье представлен обзор существующего состояния явления профессионального выгорания в зарубежной и отечественной науке; отмечена актуальность изучения этого явления; приведены
современные дефиниции понятия «профессиональное выгорание», прослежен генезис этого понятия и аналогичных ему понятий; выделены основные научные подходы и кратко охарактеризованы особенности каждого из них. На основе анализа научной литературы авторы констатируют формирование единой концептуальной модели феномена, что открывает новые перспективы для исследователей. В статье рассмотрены возможные причины формирования синдрома
профессионального выгорания; прослежена последовательность этапов развития явления как
динамического процесса; отмечено значение начальной стадии синдрома профессионального
выгорания для его своевременного выявления. Авторы поддерживают точку зрения, согласно
которой наиболее высока вероятность возникновения профессионального выгорания в начале
профессионального становления личности и как следствие — несоответствия между условиями
профессии и профессиональной готовностью специалиста, его способностью успешно осуществлять профессиональную деятельность. В статье рассмотрены условия и меры профилактики
возникновения развития синдрома профессионального выгорания; отмечена роль коммуникативной готовности личности; указано на необходимость восполнения дефицитов компонента
готовности к профессиональной деятельности в качестве важнейшей меры, способствующей
профессиональной адаптации и профессионально-личностному развитию. Профессиональное
выгорание, как подтверждает анализ причин формирования этого синдрома, имеет прямое отношение к профессиональной готовности. Между тем связь между уровнем профессиональной
готовности и риском развития профессионального выгорания в науке проработана недостаточно основательно и требует более углублённого изучения.