Аннотация:Статья посвящена одному из крупнейших мировых музейных центров естествознания – Калифорнийской академии наук (Сан-Франциско, США), являющейся смомента своего основания в 1853 г. одновременно и научно-исследовательской, и научно-образовательной организацией. Калифорнийская академия наук в своём современном варианте представляет яркий пример развития основ концепций музееведенияв США: попечительства, музейной коммуникации, достижения целей устойчивогоразвития общества, вовлечения в науку широких масс населения на основе системы «STEM-образования» (Science, Technology, Engineering, Mathematics). Проанализирована история и современная деятельность музея с точки зрения экспозиционныхособенностей, научной и образовательной практики. Архитектурно-художественные и инженерно-технические решения, особенности внутренней инфраструктуры,тематики, содержания и дизайна экспозиционного комплекса отражают заявленную национальную миссию по «исследованию, объяснению и поддержанию жизни»(«explore, explain, sustain») в соответствии с реализацией декларируемой экологической концепции устойчивого развития. На основе собственных наблюдений и анализалитературных данных сделан вывод, что именно музеи как социальные институтыи применяемые в образовательном процессе интерактивные технологии более всегоподходят для решения задачи приобщения самого широкого круга граждан к науке икультуре. Пример Калифорнийской академии наук даёт важные ориентиры для развития музеев в нашей стране.Ключевые слова: Калифорнийская академия наук, музей, интерактивные технологии, музейная коммуникация, устойчивое развитие.Ссылка для цитирования: Ливеровская Т.Ю., Пикуленко М.М. Калифорнийская Академия наук как яркий пример американского музейного опыта: история исовременность // Жизнь Земли. 2021. Т. 43, № 2. С. 202–216. DOI: 10.29003/m2026.0514-7468.2020_43_2/202-216