Аннотация:Разработка и совершенствование средств и методов оценки функционального состояния нервной системы космонавта, в частности, при выполнении значимой операторской деятельности (ручного управления космическим аппаратом (КА)), позволит повысить эффективность контроля его психоэмоциональной и когнитивной сферы, и тем самым, снизив риск ошибочных действий, повысить безопасность в условиях космического полета. Для реализации этой цели использовали комплекс «НЕЙРОЛАБ-2010», регистрировавший физиологические показатели при выполнении модели операторской деятельности Six-degrees-of-freedom (6df), а также батарею когнитивных тестов.
Протокол «6df» позволяет оценить эффективность выполнения имитационных задач по ручному управлению моделями сложных динамических объектов с учетом 6 степеней свободы движения. Характеристики пространственного движения, а также система ручного управления движением модели КА реализуются в реальном масштабе времени. Управление моделью КА обследуемый член экипажа производит с помощью двух рукояток. Путь, пройденный моделью КА, визуализируется и, с учетом этого, осуществляется навигация движущимся объектом. После выполнения каждой задачи по стыковке у обследуемого члена экипажа есть возможность выбора: повышать, понижать или оставлять прежней сложность предъявляемых задач. Повышение сложности выполнения стыковки с моделью вращающегося объекта обеспечивает улучшение навыков ручного управления. Прогрессирующая сложность наряду с актуальностью задачи стыковки обеспечивает повышение уровня мотивации обследуемого члена экипажа.
Среднее время выполнения протокола «6df» составляет 40 мин. Используемая батарея когнитивных тестов (протокол «Когнитивные тесты»), направлена на оценку памяти, мышления, переключения внимания, скорости и точности сенсомоторного реагирования. Среднее время выполнения этого протокола составило 15 мин. В рамках первого этапа КЭ «Пилот-Т» к настоящему моменту получены первичные данные полного цикла сеансов эксперимента для 4 членов экипажа на Земле и на борту Российского сегмента Международной космической станции. Результаты протоколов «6df» свидетельствуют о том, что 4 членов экипажа успешно и с высоким качеством вы- полнили все тестовые режимы управления в каждом проведенном сеансе, при этом, последовательно повышая уровни сложности задачи с первой (статическая система) по пятый (с максимально возможным количеством степеней свободы).
Каждый уровень сложности в протоколе «6df» содержит в себе несколько вариантов задач, которые выбираются рандомно. По результатам выполнения космонавтами имитационных задач ручного управления стыковкой/перестыковкой двух КА, допустимые параметры входили в допуска при касании транспортного пилотируемого корабля с орбитальной станцией, такие как: - промахи от центров стыковочных узлов по осям (ПрУ; ПрZ) – по модулю не более 0,17 м; - продольная относительная скорость сближения (Vx) – по модулю 0.05÷0.15 м/с; - боковая относительная скорость (Vy; Vz) – по модулю не более 0,057 ( м/с); - относительное угловое рассогласование по крену (Гамма) – по модулю не более 4 град; - суммарное относительное угловое рассогласование по тангажу и рысканию (Тета1+Тета2), (Фи1-Фи2 ) – по модулю не более 6 град.
Однако было выявлено, что внутри «коридора» допусков выполнения операторской деятельности наблюдалась определенная динамика параметров. С нашей точки зрения это обусловлено изменениями в психоэмоциональной сфе- ре членов экипажа, находившими свое отражение в результатах выполнения когнитивных тестов. По результатам выполнения батареи «Когнитивных тестов» в предстартовом фоновом периоде в связи с высокими нагрузками у двоих космонавтов наблюдались признаки утомления, проявляющиеся некоторым снижением психоэмоционального состояния и скорости и точности сенсомоторного реагирования. Во время полета у космонавтов по результатам тестов отмечали высокий уровень функционирования когнитивных функций (оперативной памяти, счет- но-логического мышления, восприятия информации), а также высокий уровень мотивации, проявившийся в связанном с обучением росте показателей тестирования. Отдельные периоды напряженной деятельности в полете вызывали снижение психологической устойчивости (ухудшение настроения), что не сказывалось на качестве операторской деятельности. После полета отмечалось некоторое снижение уровня счетно-логической деятельности и психической работоспособности, что проявлялось только в наиболее сложных задачах. Некоторое снижение ряда параметров в послеполетный период находится в пределах индивидуальной нормы и связано с состоянием после выполнения напряженной полетной программы.