Новые методологические подходы к контент-анализу общения космического экипажа МКСтезисы доклада

Работа с тезисами доклада


[1] Новые методологические подходы к контент-анализу общения космического экипажа МКС / В. И. Гущин, А. К. Юсупова, Д. М. Швед и др. // XVI Конференция по космической биологии и медицине с международным участием. Сборник тезисов. — Москва, 2016. — С. 56–57. Введение. Изучение общения космонавтов с Центром управления полетами (ЦУП) является штатной процедурой дистанционного медико-психологического мониторинга космических экипажей. Главной целью этого анализа является получение оперативных диагностических данных о психоневрологическом статусе членов экипажа под влиянием факторов космического полета (КП). Преимуществом метода контент-анализа является проведение мониторинга психоневрологического статуса космонавтов непосредственно в ходе выполнения ими реальной деятельности (важным элементом которой являются переговоры с ЦУП) без использования дополнительного оборудования и затрат времени экипажа. Методика. Как показывает опыт психоневрологического мониторинга космических экипажей, для решения задач психологического мониторинга наибольшее значение имеет изучение обсуждения экипажем с ЦУП рутинных проблемных ситуаций, периодически возникающих на борту в ходе длительных КП. Анализ переговоров в этих случаях показывает: а) причину возникновения психофизиологической напряженности у космонавтов (тип дефицита ресурсов: инструментальных информационных, психологических); б) особенности взаимодействия в контуре ЦУП–экипаж; в) способы преодоления (копинг-стратегии) в проблемных ситуациях, а также г) их сравнительную эффективность для снижения уровня индивидуального стресса и решения проблем. Поэтому анализ содержания (контента) проблемных ситуаций мы считаем ключевым и наиболее значимым для решения задач исследования особенностей коммуникации экипажа с ЦУП. Разрабатывая новые методологические подходы к содержательному анализу общения космонавтов, мы отталкивались от классических работ Р.Лазаруса, указавшего, что в результате преодоления стрессовых ситуаций вырабатываются копинг-стратегии (способы преодоления) – эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие кон- структы, которые человек актуализирует для адаптации к трудовым ситуациям. При анализе общения в проблемной ситуации нами применяется хронологический подход, то есть, обсуждение проблемы рассматривалось в динамике, от момента ее возникновения до ее разрешения. Соответственно, мы рассматриваем содержание общения от момента детекции ошибки (кто обнаружил?), через стадию принятия ответственности за проблемную ситуацию (кто принял ответственность?) до момента собственно разрешения проблемной ситуации и связанных с этим усилий (кто исправил?). Все высказывания в ходе переговоров классифицировались с позиций используемых стратегий преодоления стресса (тип копинга). При этом мы, как и давно использующая копинг-подход к анализу общению астронавтов группа Зюдфелда П. (2003), подразделяем копинг-стратегии на проблемно-ориентированные, направленные либо на разрешение проблемы, либо дистанцирование субъекта от стрессора (проблемы), а также на эмоционально-ориентированные, направленные на то, чтобы сделать проблему менее психологически болезненной, более переносимой. К первой группе относятся стратегии: а) планового разрешения проблем; б) инициативы, в) подчинения (выполнения указаний), а также расцениваемые нами как негативные: г) ухода от проблем или избегания; д) конфронтации (дискуссии, несогласия, отказа от решения). К эмоционально-ориентированным стратегиям относятся позитивные стратегии: е) самоконтроля, ж) принятия ответственности, з) поиска поддержки; и) позитивной переоценки, а также негативные стратегии: к) эмоционального дистанцирования, л) игнорирования серьезности проблемы. Склонность к применению тех или иных стратегий совладания во многом зависит от личностных особенностей индивида. Задачей анализирующего общение эксперта является выделение семантических признаков использования вышеописанных копинг-стратегий. Следует подчеркнуть, что описанный подход используется при анализе сообщений 3 групп коммуникаторов: экипажа, группы операторов ЦУП и группы специалистов Земли. Выделение в общающихся с космонавтами на Земле подгрупп операторы ЦУП и специалисты обусловлено различием функций этих коммуникантов. Группа ЦУП, исходя из возложенных на нее руководством полета обязанностей, управляет процессами на МКС, сфокусирована на распределении информационных потоков в контуре борт–Земля (отправка и получение радиограмм и устных сообщений, распространение их содержания между космонавтами, специалистами и руководством 60 XVI Конференция по космической биологии и медицине с международным участием полета, коммутация специалиста с членом экипажа). Кроме того, она также осуществляет нормирование и контроль исполнения (квитанции) их содержания. Группа специалистов осуществляет непосредственную информационную поддержку выполнения операций полетной программы. При этом обе группы, будучи вовлечены в общение, выполняют, по Ломову Б.Ф. (1981), не только собственно обмен информацией (информационно-коммуникативная функция), но и делятся своими эмоциями (аффективно-коммуникативная функция), а также исполняют в отношении экипажа определенную социальную роль (регуляционно-коммуникативная функция). Заключение. Мы предполагаем, что новые методологические подходы позволят расширить прогностические возможности полетного психологического мониторинга экипажей МКС, а сделанные на основе анализа результатов практические рекомендации будут способствовать улучшению эффективности обмена информацией и качества психологической поддержки в ходе коммуникаций экипажа с ЦУП.

Публикация в формате сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл скрыть