Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 15 декабря 2021 г.
Аннотация:Советская историография не оставляла сомнений относительно марксистской основы субъектно-деятельностного подхода С.Л. Рубинштейна. Однако архивные и ревизионистские повороты, методология латентных изменений принесли в историю психологии иные интерпретационные модели и материалы из сферы социогуманитарного познания. В свете интерпретационной модели, учитывающей архивные находки смежных наук, а также неявные и латентные течения советской культуры, интеллектуальная биография С.Л. Рубинштейна раскрывается в анализе смены методологических вех: неокантианский, марксистский, антропологический (экзистенциальный) периоды научной деятельности. Творческий путь С.Л. Рубинштейна рассматривается в перспективе движения от неокантианства к марксизму, в дальнейшем – преодоления марксизма в завершающем труде «Человек и мир». Если в ранней работе «Принцип творческой самодеятельности» С.Л. Рубинштейн вышел за пределы неокантианства, «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» стали его программой марксистской психологии, то книга «Человек и мир» явилась не просто критикой методологических ограничений марксизма, но и реализацией оригинального субъектно-деятельностного подхода, к тому же подспудно содержащего предпосылки экзистенциально-антропологического поворота в психологии. Утверждается, что восприятие С.Л. Рубинштейном марксизма было обусловлено неокантианской интеллектуальной традицией, позволившей выявить в марксизме такие недостатки, как преувеличение роли социальной среды в ущерб, с одной стороны, факторам природы и наследственности, с другой – индивидуальному развитию субъекта и свободе личностного выбора. Неокантианская интеллектуальная традиция определила значимость психологической самодетерминации и активной роли субъекта в преобразовании самого себя и окружающей действительности, приоритетность этического выбора личности перед воздействием коллективов и давлением общества, а также особую трактовку ценностей и культуры в развитии человека. Критическая переработка С.Л. Рубинштейном неокантианской традиции нашла выражение в принципе творческой самодеятельности, принципе субъектности, повышенном интересе к проблемам этики, обусловила отношение к марксизму как к всего лишь одному из философских учений в контексте немецкой интеллектуальной традиции.