«Страшный» фольклор в Сети или сетевой «страшный» фольклор? К проблеме определения и типологизации страшных нарративов ИнтернетастатьяИсследовательская статья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Аннотация:С момента наступления эпохи Web 2 и по сей день в Интернете вос-требованы истории о всевозможных ужасах, в обилии представленные на его просторахв виде различных жанров и форм и именуемые самими пользователями крипипастой.Но, как это ни парадоксально, существуя в виде самодостаточной традиции сетевойкультуры более пятнадцати лет и продолжая развиваться, данное явление до сих поростается слабо изученным. Чтобы разобраться в этом обилии присутствующих в Ин-тернете страшных историй и родственных им явлений, мы были вынуждены ввести дваинтерферирующих понятия: «сетевой “страшный” фольклор» и «“страшный” фольклорв Сети», а также исследовать повсеместно употребляемый интернет-пользователямив отношении содержимого обоих понятий термин «крипипаста». По нашему определе-нию, «“страшный” фольклор в Сети» — э то все представленные в Интернете и каким-либо образом ассоциирующиеся со страшным у пользователей и/или исследователейпроизведения народного творчества как сетевого, так и несетевого происхождения. Се-тевым «страшным» фольклором мы назвали пласт собственно интернет-фольклора,к которому относятся подпадающие под его определение произведения, тематическии функционально связанные с переживанием страха, а также все возникшие в Интерне-те пародии на них, рьяно эксплуатирующие макабрическую стилистику оригиналов, нона деле лишь прикидывающиеся пугающими. Что же касается термина «крипипаста»,то, суммируя множество пользовательских трактовок, мы выделили три самых рас-пространенных его понимания: 1) как жанра «страшного» интернет-фольклора; 2) кактрадиции сетевого «страшного» повествования; 3) как семантической категории,чающей в себя все каким-либо образом связанное со «страшным» в Интернете.