Аннотация:Актуальность. Рост сложности технических устройств, используемых человеком, высокая скорость появления новых устройств и их функций приводят к возникновению различных практик и привычек работы с ними. За каждой из таких практик возможно увидеть специфическое представление о том, из чего состоит и как работает персональный компьютер (ПК), сложившееся в ходе работы пользователя с ПК как ментальная модель, отражающая его опыт. Однако задача реконструкции этих моделей и сравнения различных респондентов между собой по специфике их представления о ПК не имеет необходимого методического обеспечения. Для эффективного соотнесения представлений разных людей или разных групп пользователей между собой и изучения их представлений о ПК необходимо получить их в сравнимом виде, при этом сохранив качественную специфику этих представлений.Цель данной работы — эмпирически апробировать технологию реконструкции представлений пользователей ПК о самом компьютере как многомерного психологического пространства описаний его работы.Методики. Для сбора описаний работы ПК использовались методы группового интервью и сортировки карточек, для реконструкции представлений о ПК среди групп участников исследования использовались методы многомерного шкалирования.Результаты. Нами были реконструированы и описаны представления о работе ПК трёх групп пользователей — школьников (N = 22), программистов (N = 22) и обычных взрослых людей без специального образования в сфере информационных технологий (N = 21) как многомерные семантические пространства описаний работы ПК. Были выделены основания классификации описаний работы ПК для каждой группы пользователей, а также разработана технология анализа результатов изучения их представлений о ПК как латентных характеристик, составляющих основу классификации описаний работы ПК. Ключевые слова: ментальная модель, персональный компьютер, сортировка карточек, групповые представления, многомерное шкалирование, киберпсихология.