Выделение промышленных кластеров на основе анализа бизнес-связей: пример текстильной отраслистатья
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 26 января 2022 г.
Аннотация:Идентификация промышленных кластеров, которые создаются и функционируют на основе формальных инеформальных связей, является актуальной исследовательской задачей. В статье обозначена проблема ограниченности существующих подходов к решению данной задачи, проанализированы недостатки метода выделения вертикально организованных структур на базе технологических связей и территориальной близости предприятий, потенциально составляющих кластер, и предложен метод выделения промышленных кластеров на основе анализа бизнес-связей. Методологической базой исследования послужили новая институциональная экономическая теория, а также теоретические положения формирования и развития кластеров, промышленных районов и других вариантов территориально-отраслевых структур,представленные в работах российских и зарубежных авторов. Использованы методы анализа, синтеза, классификации.Предложенный авторами метод выделения промышленных кластеров апробирован на примере текстильного кластера Ивановской области. Результаты исследования подтверждают, что авторский подход к идентификации промышленного кластера позволяет определять состав предприятий – участников кластера, дает основу для анализа вертикальных и горизонтальных связей между ними с учетом информации о контрагентах. Это выступает основой для изучения причин и истоков зарождения кластера, включая мотивацию участников, драйверы и барьеры участия в кластере, особенности управления и координации совместной деятельности, наличие особых синергетических эффектов для участников кластера, взгляд на стратегию его развития. Предложенный подход может быть применен в отношении других регионов РФ и целого ряда других отраслей.