Влияние родительского отношения на общую академическую успешность школьниковстатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 26 января 2022 г.
Аннотация:Представлены результаты исследования влияния родительского отношения на академи-ческую успешность детей в период начального и основного общего образования. Ана-лизируются позитивные аспекты отношения матерей и отцов: эмоциональное принятиеи позитивное участие, а также негативные: эмоциональное отвержение и агрессивнаяотчужденность через призму восприятия детьми. В работе приняли участие 375 обуча-ющихся начального уровня общего образования в возрасте от 7,8 до 11,6 года (49,9 %мальчиков) и 428 обучающихся V–IX классов (основной уровень) в возрасте от 10,9 до 16,6года (47,3 % мальчиков). Для диагностики восприятия отношения каждого из родителейиспользовался опросник «Детский отчет о родительском отношении» (Тихомирова, Ма-лых, Гайсина, 2013). Общая академическая успешность рассчитывалась на основе оценокучителей по русскому языку, математике и биологии. Показано, что на всем протяженииобязательного общего образования дети воспринимают отношение обоих родителей вбольшей мере как эмоционально принимающее и в меньшей – как отвергающее. Корре-ляционный анализ не выявил статистически значимых взаимосвязей позитивных аспек-тов отцовского отношения с успеваемостью по школьным дисциплинам на начальномуровне общего образования в отличие от основного уровня. Результаты структурногомоделирования показали, что структура связи родительского отношения к ребенку и егоакадемической успешности задается универсальной для всего периода общего образова-ния моделью, согласно которой эмоциональное принятие, позитивное участие, эмоцио-нальное отвержение и агрессивная отчужденность матери и отца влияют на общую ака-демическую успешность школьника, объясняя 11–14 % дисперсии в младшем школьномвозрасте и 4 % в период подростничества. При этом выявлены различия в функциональ-ных связях внутри этой универсальной структуры, характерные для разных периодовшкольного обучения. Результаты интерпретируются в контексте возрастной спецификивосприятия родительского отношения на протяжении всего общего образования.