Аннотация:Введение. Способность к усвоению ритма является важным фактором в развитии, выполнении движения и в обучении двигательным навыкам (Zachopoulou E. et al., 2000). Наличие этой способности улучшает понимание, запоминание и представление движения с точки зрения его временно́й структуры. Сенсомоторная синхронизация, то есть процесс, при котором испытуемые синхронизируют свои действия с внешним ритмом, является фундаментальным свойством для детей. Это свойство способствует освоению языка, улучшению двигательных навыков и развитию социальных отношений. Даже взаимодействие между матерью и ребенком зависит от способности обоих разделять общий коммуникативный ритм (Monier&Droit-Volet, 2019). Способность к сенсомоторной синхронизации заметно улучшается с возрастом и достигает уровня взрослых к 8-10 годам (McAuley et al., 2006; Thompson et al., 2015; Monier&Droit-Volet, 2019). Способность к усвоению ритма и к организации ритмических действий часто рассматривается как составляющая часть общих координационных способностей и тесно связана с когнитивными, в том числе исполнительными функциями, а также речевыми процессами. Целью исследования была оценка точности и устойчивости удержания заданного ритма у детей и взрослых в процессе выполнения заданий на слухомоторную синхронизацию.Методы. В исследовании приняли участие 135 неврологически здоровых детей в возрасте от 6 до 16 лет (68 мальчиков и 67 девочек), а также 62 здоровых взрослых (17-35 лет, 47 мужчин, 15 женщин). Участники должны были максимально синхронно со звуком метронома ударять по сенсорной поверхности с заданной частотой: 30, 40, 60, 90, 120 и 180 уд/мин. Кроме того, они выполняли задания на произвольный и максимальный ритм.Результаты. Произвольный ритм испытуемые всех возрастов выбирают примерно одинаковый (100-120 уд/мин), а его устойчивость с возрастом растет (F=3.41, p=0.01). Частота максимального теппинга и его устойчивость растет с возрастом (примерно до 15 лет), что отражает повышение силы и выносливости нервной системы. Критерий ANOVA показал, что фактор возраста является значимым для показателя устойчивости удержания всех заданных ритмов: 30 уд/мин (F=3.32, p=0.013), 40 уд/мин (F=5.84, p<0.001), 60 уд/мин (F=10.48, p<0.001), 90 уд/мин (F=14.45, p<0.001), 120 (F=10.07, p<0.001) и 180 уд/мин (F=19.97, p<0.001). Точность попадания в ритм также растет, причем если примерно половина детей самой младшей возрастной группы (7-9 лет) реагируют после включения звука, то у более старших наблюдается предвосхищение стимула.Выводы. Способность к слухомоторной синхронизации тесно связана с возрастом, но развивается по-разному в зависимости от сложности задания. В нашей выборке только к 15 годам показатели точности и устойчивости удержания заданного ритма практически не отличаются от показателей взрослых.