Аннотация:Изучение эмбриологии морских аннелид имеет исключительное значение для выявления принципов развития и эволюции первичноротых животных из клады Spiralia. Благодаря консервативному паттерну спирального развития, позволяющему проводить гомологию между отдельными клеточными линиями, Spiralia представляют уникальный объект для сравнительных интегративных исследований. В образовательных программах и учебной литературе развитию Spiralia уделяется большое внимание, однако наглядность и целостность представления фактического материала зачастую оказываются недостаточны. Для повышения результативности учебной и научной работы требуется внедрение новых модельных объектов, демонстрирующих весь спектр онтогенетических признаков, характерных для таксона. Среди полихет такими объектами в первую очередь следует считать виды, относительно легкодоступные для сбора и манипуляций в условиях морских стационаров. Наш опыт работы на морских биостанциях Белого моря указывает на наличие нескольких видов многощетинковых кольчатых червей, претендующих на статус перспективных моделей для эмбриологических исследований и учебных практик.Беломорские полихеты Alitta virens (Nereididae), Ophelia limacina (Opheliidae) и Glycera capitata (Glyceridae) обладают большой плодовитостью и массово размножаются в летний период в окрестностях ББС МГУ и МБС СПбГУ. В лабораторных условиях половозрелые черви могут быть с легкостью подвержены искусственному оплодотворению, давая массовую синхронную культуру развития. Цель работы – продемонстрировать основные феноменологические и методические аспекты эмбриологии легкодоступных на Белом море полихет. Указанные виды демонстрируют все типологические признаки спирального дробления и разнообразие гаструляционных морфогенезов, завершающихся формированием трохофорной личинки. Среди разрабатываемых нами ресурсов – таблицы нормального развития, методики сбора и культивирования, транскриптомные и геномные наборы данных, которые позволят ввести в науку новые модельные виды. Использование этих живых объектов на учебных практиках успешно апробировано в течение последних лет и является важным элементом подготовки студентов-биологов различной специализации. Достигнутые результаты исследования A. virens и O. limacina как моделей также свидетельствуют о крайне благоприятном эффекте конвергенции задач научной и образовательной деятельности.Работа выполнена на базе ББС МГУ, МБС СПбГУ (УНБ «Беломорская») и РЦ ММ СПбГУ при поддержке гранта МК-1164.2020.4.