Аннотация:Данная статья призвана выявить особенности экфрасиса, характерные дляэгодокументов А. Бенуа и В. Кандинского, ведущих представителей двух влиятельных направлений живописи начала ХХ века. Их воспоминания, письма, а также дневниковые записиБенуа не только отражают тесную связь между событиями жизни автора и его творчеством,но и демонстрируют нарастающую проницаемость границ вербального и визуального в «текстехудожника». Экфрасис, понимаемый как воспроизведение визуального образа произведенияискусства в пространстве текста, не просто дублирует его, а предлагает способ его восприятияи интерпретации. В «Моих воспоминаниях» Бенуа экфрастические описания позволяют авторураскрыть роль искусства в становлении его эстетических предпочтений, передать историко-культурную среду эпохи и поразмышлять о механизмах мирового художественного процесса.В текстах Кандинского экфрасис выступает в качестве автокомментария, позволяющего авторуэксплицировать принципы нового искусства. Автоэкфрасис В. Кандинского трансформируется,следуя логике беспредметного искусства, и демонстрирует тесное сближение вербальной,живописной и музыкальной систем.