Аннотация:В статье анализируются две фундаментальные стратегии в современном искусстве. Первую тенденцию автор связывает с концептуализмом, вторую - с визуальным поворотом в культуре. Исследуя процессы в современной мысли, автор фиксирует параллелизм, который состоит, с одной стороны, в стирании границ между человеческим и нечеловеческим, а с другой - в ускользании границы между искусством и не-искусством. Автор показывает, что сегодня на место концепта в современном искусстве становится идеология постгуманизма. Крупнейшие арт-проекты, как в России, так и за рубежом, связаны с трансляцией идей антиантропоцентризма и конца исключительности человеческого существования. В то время как философия совершает эстетический поворот, в рамках которого появляются ресурсы для апологии нечеловеческого, искусство, разделяя те же позиции постгуманизма, совершает онтологический поворот. В статье отмечена критика онтоэстетики и указаны причины ее ограниченности. Визуальный поворот в культуре автор понимает в контексте цивилизационных сдвигов, когда на смену культуре, в основе которой лежит слово, приходит культура, в основе которой лежит образ. Анализируя причины кризиса вербальной культуры, автор показывает, что современное искусство, тяготея к дословному, преодолевает собственные пределы, ставя перед собой задачу создать новый миф. Вопреки кажущейся противоположности обеих тенденций в искусстве, автор показывает их драматическую взаимосвязь.