Место издания:Институт Наследия Санкт-Петербург; Москва
Первая страница:177
Последняя страница:177
Аннотация:Сохранение этнической культуры марийцев в условиях диаспоры московского регионаКуцаева Марина ВасильевнаДоклад посвящен проблеме сохранения этнической культуры марийцев в условиях диаспорного проживания в поликультурном пространстве московского региона. В Российской Федерации насчитывается 547605 марийцев, из них 290863 человек проживают в Республике Марий Эл и составляют 41,8% от населения республики. Остальные марийцы (46,9% от всего марийского населения РФ) проживают как компактно, так и дисперсно во многих регионах страны, в том числе и в московском [1]. Марийцы отличаются сильной диаспоризацией и занимают второе место среди всех финно-угорских народов РФ после мордвы по количеству марийцев, проживающих за пределами своей исторической родины. [2, с. 746]. Под диаспорой мы понимаем совокупность лиц определенной этнической принадлежности, проживающую за пределами основного традиционного места расселения этого народа, объединенную общим этническим самосознанием и, как правило, сохраняющую свой этнический язык в качестве одного из средств общения [3, с. 57]Социолингвистическое обследование проводилось автором в марийской диаспоре московского региона в декабре 2019 – мае 2020 гг. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., численность марийцев в Москве и Московской области составила 4655 человек [1]. Выборка составила 100 человек, все респонденты принадлежат первому поколению марийской диаспоры: они являются уроженцами Республики Марий Эл, а также мест компактного проживания марийского этноса (Республика Башкортостан, Татарстан, Кировская и Свердловская обл.), проживающими в настоящее время в московском регионе. Все респонденты идентифицируют себя в качестве этнических марийцев. Одним из аспектов обследования являлось изучение языковой лояльности респондентов, которая косвенно находит свое воплощение в знании и соблюдении этнических традиций и обычаев. Респондентам задавались вопросы, касающиеся критериев принадлежности марийскому этносу, соблюдения этнических традиций и обычаев, особенностей этнической культуры мари, межпоколенной передачи этнической культуры. На основе ответов, полученных в ходе интервью, составлены таблицы по возрастным когортам.В ходе обследования была определена, с одной стороны, роль этнической культуры в жизни марийской диаспоры в настоящем, с другой стороны, – перспективы ее сохранения в рамках интеграционных процессов в поликультурном пространстве московского региона. Ключевые слова: внутренняя диаспора, этническая культура марийцев, московский регион Список литературы: 1)Всероссийская перепись населения 2010 года. Электронный ресурс: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612-tom9.htm2)Кондрашкина Е.А. Языковая ситуация в Республике Марий Эл // Язык и общество. Энциклопедия. – М.: Издательский центр «Азбуковник», 2016. – С. 746 – 7523)Словарь социолингвистических терминов. Михальченко В. Ю. (отв. ред.). – М., институт языкознания РАН, 2006. – 312 с.