Аннотация:В статье рассматриваются основные положения философии трансмедиа, связанные с изменением представления о человеке и массе. Анализируя работы Г.Дженкинса, К.Молони, К.Сколари, Р.Гамбарато, Д.Ламберта, Дж.Лонга, посвящённые основам построения трансмедийной вселенной и особенностям трансмедийного повествования, автор приходит к заключению, что, играя на изначально свойственном человеку стремлении к отрыву от реальности и доминированию воображаемого, теоретики и практики трансмедийного повествования инверсируют это стремление с помощью режиссируемого погружения в мир несобственного нереального, в результате чего изначально заявленное расширение реальности превращается в её замещение, а самоаффектация и самоактуализация заменяются «программируемым переживанием». Основываясь на анализе различных вариантов вовлечения и включения, принятых в технологиях трасмедиа, и деятельности т.н. «интерпретативных сообществ», автор показывает, что трансмедийность как «выход за пределы медиа» не только не позволяет человеку уйти от внешнего обуславливания, но даже усиливает это обуславливание, используя иллюзию сопричастности. Медиа, работающие в режиме «транс» не превращаются в средства самоактуализации, а, напротив, превращают в средства медиа традиционно не-медийные инструменты. Область собственного воображаемого максимально сокращается. Место грёзы одинокого человека занимает проект как область программируемого переживания и режиссируемого воображаемого. В результате человек оказывается оторван не только от реальности, но и от себя самого.