Аннотация:В настоящей статье описано как научное наследие профессора С.Д. Цыпкина, связанное с исследованием им структуры и содержания финансово-правовых институтов, института публичных доходов, налоговых правоотношений, может сыграть положительную роль в реформировании институтов публично-правовой ответственности за нарушение налогового законодательства. Статья посвящена либеральной концепции административного принуждения в области налогов и сборов, которая обеспечивает надлежащее функционирование механизма правового регулирования в этой области только при регулирующей, но не правоохранительной и фискальной функции административного принуждения в указанном механизме. Функция административного принуждения должна иметь при этом вспомогательный характер. Предполагается, что такая функция реализуется в области налогов и сборов только в рамках института административной ответственности, который необходимо полностью кодифицировать в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Внедрение новой модели административного принуждения в области налогов и сборов одновременно с декриминализацией налоговых преступлений гарантирует отказ от доминирования дискреционного административного принуждения в налоговых правоотношениях, подкрепленного коллекторской криминализацией с субсидиарным применением институтов гражданско-правовой ответственности и банкротства. Это обеспечит смену парадигмы на сервисную модель стимулирования к надлежащему исполнению налоговых обязательств.