Стратегия и тактика действий региональных и муниципальных властей в период локальных акций общественного протеста (пример Воронежской области 2016-2018 гг.)статья
Аннотация:В период 2016–2018 гг. в России возросло количество публичных протестных акций, социологи зафиксировали рост протестного потенциала россиян. Основным адресатом локальных протестных требований являлись органы федеральной и региональной государственной власти, однако в непосредственное взаимодействие с протестующими вступали представители муниципальной власти. Дифференциация власти по уровням и отраслям повышает актуальность систематизации стратегии и тактики действий региональных и муниципальных властей по предупреждению общественных протестов и реакций на них. Эмпирической базой исследования стали нормативно-правовые акты, результаты социологических исследований, материалы региональных СМИ о локальных протестах в Воронежской области 2016–2018 гг., а также результаты экспертного опроса, проведенного авторами в 2019 г. В результате исследования зафиксирована несогласованность действий органов государственной власти разного уровня и отраслей в вопросах коррекции правовых возможностей для протестных действий. Органы власти в Воронежской области в случае локальных общественных протестов используют тактику переговоров, готовы идти на уступки, искать компромисс в случае масштабной (по меркам региона) мобилизации граждан и отсутствия политических требований. Органы государственной власти региона активно включались в разрешение протестов по экологической теме, игнорируя другие локальные протестные темы. Зафиксирована готовность местных отделений оппозиционных партий выступать соорганизаторами протестных акций. Наблюдаемые в Воронежской области практики публичного оспаривания нельзя назвать протестом в чистом виде, так как региональные и федеральные власти ставятся в позицию доминирующего арбитра. Протест в описанных случаях являлся гражданским объединением «одного требования», что сделало его формой коммуникации с властью, публичной демонстрацией высокого уровня неудовлетворенности конкретных граждан. Тактика региональной исполнительной власти демонстрирует их согласие с ролью арбитра, так как подобная гражданская активность не претендует на изменение сложившихся институтов и практик политического поведения.