Е.В. Ковалевская. Результаты разработки и апробации шкалы самооценки сформированности навыков активного слушания в конфликте. Мир науки. Педагогика и психология, 7(1), 1-8, 2019статья
Аннотация:Значительная часть современных психологических исследованийсосредоточена на проблеме развития коммуникативных умений и навыков. Это обусловлено,прежде всего, высокой распространенностью профессий сферы «человек-человек», в которыхустановление благоприятного и доброжелательного межличностного взаимодействия являетсянеотъемлемым условием успешности выполнения профессиональной деятельности.Исследователи занимаются вопросами уточнения понятия и развития коммуникативнойкомпетентности, тогда как проблема ее диагностики раскрывается недостаточно. Цель данногоисследования заключается в разработке и апробации Шкалы самооценки сформированностинавыков активного слушания в конфликте, востребованность которой диктуетсяпсихологической практикой.В статье приводится текст шкалы, данные о ее обработке и результатах ее апробации навыборке студентов Псковского государственного университета (n = 188). Дляпсихометрической проверки использовались следующие процедуры: проверка содержательнойвалидности с помощью экспертного опроса, проверка внутренней согласованности с помощьюкритерия Альфа-Кронбаха, проверка надежности эквивалентных половин теста, корреляции сдругими методиками, выявление внутренней структуры шкалы с помощью факторногоанализа.Кроме того, в статье приведены результаты диагностики сформированности навыковактивного слушания у студентов Псковского государственного университета, осваивающих «помогающие» профессии (направления «Педагогическое образование» различных профилей,«Психология», «Социальная работа», «Специальное дефектологическое образование»).В целом получено, что для большинства обследуемых студентов характерно умеренноеразвитие навыков активного слушания, но выявлена необходимость проведения с нимипсихологической работы, направленной на формирование таких навыков, как отражение чувстви перефразирование.Разработанная методика показала свою эффективность и может быть рекомендована дляиспользования в деятельности психологических служб образовательных учреждений приработе с обучающимися, начиная с юношеского возраста.